Как сделать чум своими руками для детей: Чум для оленеводов | Страна Мастеров

Содержание

Как правильно собрать чум: инструкция • Arzamas

Что сначала — симзы или нюки? Объясняем, как собрать мобильное жилище за полтора часа в условиях арктической зимы

Автор Александр Борзенко
Иллюстратор Денис Филин

Кочевники Ямала в течение всего года переме­щаются (или каслают) со своими стадами с пастбища на пастбище. Уже тысячи лет в своих касланиях они исполь­­зуют чумы — мобильные жилища в форме конуса, состоящие из ше­стов, покрытых оленьими шкурами (зимой) или более легкими мате­риалами (летом). Конструкция чума проста, но ее нель­зя назвать прими­тив­ной: она придумана так, чтобы идеально работать в специфических условиях аркти­ческого кочевья.

1

Положите очажный лист в центре будущего жилища

Летом кочевники устраивают очаг прямо на земле, а зимой — ставят печку-буржуйку на металлический лист. Под этот лист кладут две палки или доски, чтобы печка не накре­нилась, если под ней растает снег. Очаг находится в цент­ре, чтобы все «углы» чума (чум имеет конусообразную форму, поэтому настоящих углов в нем нет) находились на равном расстоянии от источ­ника тепла. Зимой, в самые сильные морозы, в натоплен­ном чуме тепло и не душ­но; лет­ний чум устроен иначе — так, чтобы внутри было прохладно.

2

Поставьте печь, уложите доски пола и циновки. Занесите столики

Зимой сбор чума занимает час или пол­тора, а летом — не больше 40 минут. Такой скоро­сти удается добиться благодаря тому, что хозяйка всегда знает, в какой последователь­ности все устанавливать и на какой нарте лежит нужный элемент. Крупную мебель и печь всегда вносят еще до того, как начнут ставить каркас: так удобнее.

3

Установите два опорных шеста

В верхней части двух опорных шестов есть отверстия. В них продевается вере­вочная петля, и в нее вставляются верхушки других шестов. Те шесты, которые в петлю не вле­зают, кладут сверху. Нижние части шестов втыка­ют в землю или в снег. Подгнившие от времени части удаляют, так что по высоте торча­щих из верхней части чума шестов можно определить его возраст: чем шест ниже, тем дольше он стоит.

4

Установите каркас, приставив к опорным шестам все осталь­ные в определенном порядке. Поставьте печную трубу, а после этого священный шест — симзы

В каркасе — от 25 до 50 шестов: чем их боль­ше, тем вместительнее чум. В сред­нем диаметр чума составляет около шести метров — это позволяет не только свободно умещаться одной-двум семьям, но и прини­мать до деся­ти гостей. Шесты устанавлива­ются таким образом, что порывы ветра прогибают их рав­номерно, и чум не валится набок, а прижимается к земле. Шест симзы  Симзы — священный шест в чуме; в прошлом рядом с ним проводили камлания шаманов, гадания и другие ритуалы. стоит особня­ком от других шестов посере­дине чума и отделяет сакрально чистое место: помимо культовых предметов и инстру­ментов для мужского ремесла, там хранят компьютеры, зарядки и иногда ставят экраны домашних кинотеат­ров. Нижняя часть шеста симзы ставится за очагом: вдоль него уходит дым через верхнее отверстие чума (зимой дым уходит по трубе буржуйки).

5

Подвесьте два горизонтальных шеста над очагом

К шесту симзы над очагом крепятся два горизонтальных шеста, а поперек них кладут железную жердочку: на эту жердочку вешают железный крюк для котла. Высота котла или чайника над огнем легко регули­руется с помощью отверстий на верхнем конце крюка.

6

Занесите в чум постельные принадлежности и вещи первой необходимости

Чум приходится ставить при самой разной погоде (например, в пургу). Но если нет снега или дождя, после установки горизонтальных шестов над очагом кочев­ники заносят в еще не покрытый чум постельные принад­лежно­сти и вещи первой необходи­мости, чтобы потом не протиски­ваться с ними через входное отверстие.

7

Наденьте на каркас внутренние нюки (мехом внутрь), закрепите веревками

Нюки (покрышки) для зимнего чума делают из оленьих шкур и покрывают ими каркас в два слоя — на один чум уходит до 80 штук. Мех на шкурах внутрен­него слоя подстри­гают, чтобы туда не забивался снег: иначе нюк покрывается ледяной коркой, хуже удер­живает тепло и не позволяет чуму «дышать». Летом чум покры­вают брезентом или по­крыш­ками из геотекстиля, а раньше для этого использовали бересту.

8

Растяните по каркасу внешние нюки (мехом наружу), закрепите веревками

Благодаря двойному слою меховых нюков создается эффект термоса — воздух между слоями позволяет удерживать температуру внутри чума. Тепло от очага поднимается к верхуш­ке чума вдоль центрального шеста и стенок и образует «тепловую проб­ку»: зимой она удерживает теплый воздух внутри и защищает чум от потоков холодного воздуха, а летом не пускает внутрь насекомых.

9

Сзади чума, в месте, где сходятся края нюков, прислоните к чуму шест, а на него вертикально поставьте нарту

Нарту нужно прислонить к чуму для того, чтобы не разлетались края нюков. Для этого используют не лю­бую нарту, а нуто: на ней перевозят шесты. Строгая специализация нарт (одни для нюков, другие для шестов и т. д.) и их строгий порядок в аргише (караване) — один из многочисленных приемов, которые позволяют чуму быть
по-настоящему мобильным жилищем.

10

Присыпьте снегом подол чума по всей окружности

Одно из немногих дел при установке чума, которым всегда занимается не женщина, а мужчина. Подол чума присыпают снегом (летом — дерном), чтобы защитить его от сквозняков и дополнительно укрепить.

Подробнее о свойствах чума можно прочи­тать в книге «Арктика: атлас кочевых технологий», на основе которой Arzamas составил эту инструкцию. А чтобы узнать, как живут ямальцы между установкой и упаковкой чума, то есть во время кочевья, смотрите лекцию Андрея Головнёва «Кочевники Ямала: искусство бесконечного переезда». 

Yanao crest

Курс создан при поддержке правительства ЯНАО

Жилище северных народов (макет чума)

Представляю вашему вниманию макет чума, выполненный из шпашек и замши.

Для работы потребуется клей-пистолет, шпажки или палочки (я их скрепила по две, чтобы чум был побольше), подкладочная ткань (но можно и без неё), круг из картона. В последствии я сделала круг большего диаметра, замша или другой подходящий материал (можно мех).

Эту поделку делали как проект в школу, поэтому мой сын принимал активное участие.
Верх палочек собан резинкой, чтобы удобнее было работать.

 

на шпажки крепится подкладочная ткань. Вырезан полукруг радиусом длиной шпажки, если «болтаются» остатки, их можно обрезать.

Таким же образом крепится основной материал.

Верхнюю часть подкалываем, делаем вход и украшаем наш чум все, что есть под рукой. У меня оказались кусочки искусственного меха (никогда ничего не выбрасываю).

Далее появился непосредственно сам житель Севера (в нашем случае народность Манси). Так как главная их еда — рыба, шпажки накололи в кусочек пенопласта, обернутый бумагой, и навесили рыбу. Человечек и рыба — аппликация. Манси двусторонний, поэтому может стоять.

   

Работа готова! Спасибо за внимание! Может, кому пригодится)))

«Изготовление сувенира: ненецкий чумик» (Мастер

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»

«Изготовление сувенира: ненецкий чумик»

(Мастер — класс)

Салиндер Алма Ивановна воспитатель

МОУ «Школа-интернат среднего

общего образования с. Ныда »

hello_html_m440c2bc0.jpg

Цель:

— познакомить воспитанников с культурой ненецкого народа, через изготовление сувенира на северную тематику, «ненецкого чумика».

Задачи:

Образовательная: познакомить с понятием сувенир, сувенирное изделие;

продолжить работу по обучению технологии аппликации из фетра, сукна, безопасным способам и приемам работы с режущими предметами.

Развивающая: развивать художественно-творческие способности и самостоятельность на основе организационно-практических умений.

Воспитательная: воспитать уважение к народному промыслу, привить навыки культуры труда и воспитание художественного и эстетического вкуса.

Планируемые результаты:

1. Воспитанник должен знать: традиции ненецкого народа; технологию выполнения ненецкого сувенира; охрану труда при ручных работах и работе с режущими и клеящими предметами.

2. Воспитанник должен уметь: организовать рабочее место; работать по плану; анализировать свою работу.

Формирование УУД:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цель, создавать алгоритм деятельности для решения проблемы.

Регулятивные: уметь анализировать свою работу, уметь работать в парах.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные: умение применить свои знания на практике.

Оборудование: ножницы, клей «Момент» и «ПВА», шаблоны чумиков, сукно, фетр, кусочки меха, бисер, пайетки, тесьма с национальными узорами, цветные ленточки, синтепон, вата, иглы и нитки.

Ход мастер — класса

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. (Эмоциональный настрой) Теперь нам надо поздороваться друг с другом.

Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите,

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: «Ура!»

Занятие нам начинать пора!

Вы друг другу помогайте,

На вопросы отвечайте,

Всю работу, что вам дам поделите пополам, (при работе в парах).

— А какое занятие сегодня будет, вы должны догадаться сами.

Нам надо отгадать загадку, чтобы узнать, тему мероприятия.

Дети, отгадайте загадку:

В доме есть одна стена,

Очень круглая она.

До того она кругла –

Ни единого угла! (Чум)

— Что это такое? (ответы детей).

— Как вы догадались?

Воспитатель: Попробуйте сформулировать тему нашего мероприятия.

Воспитанники: Изготовление сувенира ненецкого — чумика.

Что такое чум? (ответы детей).

Чум — это жилище (дом) ненцев.

— Как вы думаете, чум ставят или строят? (ответы детей)

— Как называется чум по ненецки? (Мя)

Воспитанница: Нядонги Диана

Уклад жизни тундрового населения, обеспечивающий полноценное существование в экстремальных условиях Крайнего Севера, основывается на фундаменте многовековых национальных традиций. Психология заключается в духовном и физическом единении с окружающей средой. Ненцы в борьбе с суровой природой за выживание сохранили богатые традиции и обычаи своего малочисленного народа. Кочевники Ямала в течение всего года перемещаются (или каслают) со своими стадами с пастбища на пастбище. Уже тысячи лет оленеводы в своих касланиях используют чумы — мобильные жилища в форме конуса, состоящие из шестов, покрытых оленьими шкурами (зимой) или более легкими материалами (летом). Конструкция чума проста, но ее нельзя назвать примитивной: она придумана так, чтобы идеально работать в суровых условиях арктического кочевья.

— Сколько шестов надо, чтобы поставить чум? (30 – 50 шестов)

— Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют, как? (симзы.)

— Для детей и женщин, какое место в чуме запретное, как называется? (священное место — «си»). Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин — это место запретное.

Воспитанница: Нядонги Алёна

На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода. Так же там хранятся все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов — неприкосновенны.

Воспитатель:

— Как называется место для женщины? (не), оно находится напротив си, у входа. Здесь она занимается всеми домашними хлопотами.

Сегодня на нашем занятии, будем изготавливать сувенир на северную тематику «Ненецкий чумик».

— Для изготовления сувенира — чумик потребуется картон, сукно, фетр, кусочки меха, бисер, цветные ленточки и т.д.

Повторение правил техники безопасности на рабочем месте:

— При выполнении работы нам необходимо соблюдать технику безопасности.

— Поэтому давайте повторим правила работ с режущими и колющими инструментами.

— При выполнении работы колющими и режущими инструментами нельзя поворачиваться к соседу, направлять в голову сторону, бросать инструменты, подносить к лицу и другим частям тела.

— Передавать только тупыми концами вперед. Аккуратно пользоваться клеевыми составами, не пачкать одежду, руки и изделия.

Практическая часть.

Изготовление сувенира на северную тематику «Ненецкого чумика».

1. Вырезать из сукна или фетра по шаблону две половинки чумика.

hello_html_m14ae7318.jpghello_html_m64201b55.jpghello_html_d878034.jpg

2. Каждую половинку чумика, начинаем оформлять по своему усмотрению и вкусу.

hello_html_m22edcb6a.jpghello_html_m298a3d7d.jpghello_html_m1337299d.jpg

3. Две половинки нашего чумика пришиваем друг другу, оставляя небольшое отверстия для заполнения ватой или синтепоном, затем аккуратно всё прошивается.

hello_html_m49904193.jpghello_html_m7faa06da.jpghello_html_m11867ac8.jpg

Самостоятельное декоративное оформление чумиков.

Каждому воспитаннику, предоставляется творческая самостоятельность в декоративном оформлении чумика в соответствии с замыслом. Это следует сделать, каждому самостоятельно и по своему вкусу.

hello_html_74414ce8.jpghello_html_m7952d926.jpg

Физминутка:

Физминутка необходима на каждом мероприятии, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление работоспособности.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше — выше подтянулись.

Ну — ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали. 

Ещё раз подтянулись, встряхнули руки. 

Сели все на свои места, продолжаем дальше работать.              

Воспитатель может предложить некоторым воспитанникам (или всей группе), в зависимости от особенностей группы, выполнить чумики самостоятельно по технологической карте, начиная с первого этапа.

Вот и готов наш чумик. Мы научились делать маленькую копию ненецкого чума. У нас и наших детей появилась еще одна возможность приобщиться к народной культуре. Сделанная своими руками игрушка — сувенир, никогда не надоест, может служить как украшением интерьера и быть подарком -сувениром, для родных и близких.

Через создание таких игрушек дети постигают свои корни.

Рефлексия

Теперь вы должны оценить свою работу.

— Кто считает, что работал в полную силу и у него все получилось, покажите первый смайлик.

— Кто хорошо работал, старался, но не все получалось, покажите второй смайлик.

— Кому нужна была помощь, покажите третий смайлик.

Подведение итогов.

Воспитатель: Как звучала наша цель мероприятия? (ответы детей)

Воспитатель: Цель достигнута? (ответы детей)

По этой технологии можно сделать другие предложенные варианты чумиков. Все зависит от вашей фантазии.

— Что нового узнали на занятии?

— Чему научились на занятии?

Сегодня мы изготовили сувениры своими руками. Я надеюсь, вам понравилось работать с такими материалами как, сукно, фетр, бисер, тесьма с национальными узорами.

А теперь давайте посмотрим на ваши чумики. Вам нравятся они? Действительно, каждая хороша по — своему. Вы молодцы!

hello_html_f868667.jpghello_html_m5fad80fb.jpghello_html_1827a722.jpg

Использованная литература:

1. Лапцуй Л. В. Песни мои — детям: Сб. стихотворений и поэм. Пер. с ненец. / Сост. Е. Г. Сусой, Н. И. Ного — СПб.: филиал изд — ва «Просвещение», 2001. — 271с.: ил.

ISBN — 5-09-002574-6

2. Няруй В. Н., Сэрпиво В. М. Н99 Ненцы: уроки предков. Научно — методическое пособие для педагогов и родителей. — СПб; ООО «Миралл», 2005.-239 с.; ил.

3. Окоттето Е. Н.

0-51 Нен. язык в детском саду: Пособие для воспит. дет садов Ямала. СПб.; отд-ние изд-ва «Просвещение» 1998.-183с. – ISBN 5-09-009029-7.

Нядонги Диана

Уклад жизни тундрового населения, обеспечивающий полноценное существование в экстремальных условиях Крайнего Севера, основывается на фундаменте многовековых национальных традиций. Психология заключается в духовном и физическом единении с окружающей средой. Ненцы в борьбе с суровой природой за выживание сохранили богатые традиции и обычаи своего малочисленного народа. Кочевники Ямала в течение всего года перемещаются (или каслают) со своими стадами с пастбища на пастбище. Уже тысячи лет оленеводы в своих касланиях используют чумы — мобильные жилища в форме конуса, состоящие из шестов, покрытых оленьими шкурами (зимой) или более легкими материалами (летом). Конструкция чума проста, но ее нельзя назвать примитивной: она придумана так, чтобы идеально работать в суровых условиях арктического кочевья.

Нядонги Алёна

На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода. Так же там хранятся все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов — неприкосновенны.

Повторение правил техники безопасности на рабочем месте:

При выполнении работы нам необходимо соблюдать технику безопасности.

Поэтому давайте повторим правила работ с режущими и колющими инструментами.

1. При выполнении работы колющими и режущими инструментами нельзя поворачиваться к соседу, бросать инструменты, подносить к лицу и другим частям тела.

2. Передавать только тупыми концами вперед.

3. Иголку втыкать специальную игольницу.

4. Аккуратно пользоваться клеевыми составами, не пачкать одежду, руки и изделия.

Постройка простейшего чума — Охотники.ру

Наверное не найти охотника, который не знает, что такое чум. Но мало кто знает, что из всех лесных жилищ, самым малопригодным для жилья был именно чум, до тех пор, пока уже в 19 веке вместо костра не стали ставить железную печку. А если в чуме обогрев идет от костра, то самая худая избушка с печкой покажется отелем.

Чум после зимы. Фото автора.

Чум после зимы. Фото автора.

Но у чума есть одно и главное преимущество – минимум затрат времени и материалов на постройку. А если знать и применить небольшие хитрости, то и с костром жить в нем станет вполне комфортно. В любом случае, не сравнить с ночёвкой просто у костра – это не сон и не отдых, а перекантовка до утра, какой бы костер вы не соорудили.

Мне достаточно ночей в жизни пришлось провести в капитальных чумах у оленеводов, охотников, рыбаков и еще больше просто у костров. Не везде есть избушки, не везде есть смысл их строить, да и дело это не быстрое и довольно затратное. У меня, как и у многих охотников, есть «свои» угодья, чаще всего посещаемые.

В моём случае – это лесные гусиные болота, вокруг куропачьи места и ягодная горка, на которой всегда есть ягоды и медведи. Несколько лет я ходил туда весной, летом, осенью с возвратом в тот же день (что не очень легко) или с ночевкой у костра. Но когда мне одной весной пришлось ночевать там в снежной яме, тут я о чуме и вспомнил.

Как устроен настоящий чум, любой может посмотреть в интернете. Но я пошел своим, более простым путем.

Итак: берется всего четыре основных шеста, связываются на конце и устанавливаются. Диметр основания чума 3,5 метра, высота до перекрестия тоже 3,5 м.(это минимум). В верхней части укрепляете на 4-х гвоздях металлическое кольцо, диаметром примерно 75 см, — можно скрутить из проволоки, я нашел на старой лесной дороге стопор от колеса трёхоски (фото 1).

Позже, ниже я укрепил ещё одно кольцо, его видно на фото 3. И вот остальные шесты , которые короче основных, ставятся по кругу и вверху кладутся на это кольцо. Благодаря этому поверхность чума получается ровной и брезент ляжет ровно.

Чтобы они не двигались в стороны, всё скрепляется шпагатом (с перехлёстом). Я применил одножильную телефонную полёвку. Это также видно на фото 1. Всего получается 16 шестов. Для покрышки чума я взял старую армейскую палатку, приготовленную на выброс. Там, где это надо, брезент крепится гвоздиками с прокладкой из резины. Ничего я не кроил, крыл как само ляжет, но всеполучилось нормально.

Дыры в брезенте заклеил 88-м клеем. Как сделать вход – тут каждый сообразит и на фото это видно. Внутри сразу укрепил поперечный шест, на нём 2-3 веревочных петли и палки с сучком для котелков – двигаются вверх-вниз и вправо и лево (видно на фото 3 и 4).

Справа от входа оборудовал лежанку из чурок и досок – благо везде побывали геологи и на их старых стоянках много чего можно найти (фото 5).

Дымоход я первоначально сделал по размеру кольца, как видно на фото 3, но это работало довольно плохо и я дымоход переделал – опустил вниз сверху брезент, увеличил отверстие и сделал два перекидных клапана на коротких шестах (фото 8).

В зависимости от направления ветра, с наветренной стороны один клапан закрываешь. Чтобы (когда уходишь или на зиму) внутрь не попадал дождь, снег, сделал накидку на двух шестах из прорезиненного брезента (фото 6, 9).

Но всё дело в том, что когда вход в чум закрыт, от дыма спасения нет, только у самой земли. Если приоткрыть немного вход, то холодом тянет по всему чуму (в настоящих чумах ночью костер не жгли, а спали, зарывшись в оленьи шкуры или спальники). Для костра нужна тяга и я приспособил для этого раздвижную трубу диаметром 25см из прокладочного картона, перемотанного обыкновенным скотчем.

Сгореть эта труба не может, т.к. до костра она не доходит сантиметров 40, а необходимую тягу создает. Кладётся или от входа или через клапан с противоположной стороны, в зависимости от направления ветра. Трубу эту видно на фото 4. Вот после этого в чуме стало можно жить.

Из чего жечь костёр – ну сухарник понятно, но для ночи нужна сырая сосна или берёза и не так много, как кажется. Правда, тут вы нарушаете Лесной кодекс, но и чум строите не в Химкинском лесу. А по этому кодексу и сухостой и валежник трогать нельзя. Из инвентаря вам надо иметь в чуме топор и нормальную ножовку, простую, практически бросовую посуду, и то вы можете, уходя, все это спрятать.

 

Чум после зимы. Фото автора.

Начало — сбор каркаса. Фото автора.

 

Чум после зимы. Фото автора.

Покрытие каркаса. Фото автора.

 

Чум после зимы. Фото автора.

Дымоход — первый вариант. Фото автора.

 

Чум после зимы. Фото автора.

Слева — труба для тяги. Фото автора.

 

Чум после зимы. Фото автора.

Лежанка. Фото автора.

 

Чум после зимы. Фото автора.

Съемная защита дымохода. Фото автора.

 

Чум после зимы. Фото автора.

Чум практически готов. Фото автора.

 

Чум после зимы. Фото автора.

Переделка дымохода — клапаны открыты. Фото автора.

 

Чум после зимы. Фото автора.

Все закрыто к зиме. Фото автора.

Вот коротко вроде и все. Может кому пригодится. Возможно, что кто-то это всё знает, но такой вид клапанов, опорное кольцо и тип трубы для тяги я придумал сам. У других я это не видел, поэтому и решил поделиться опытом.

И помните одно – после ночёвки в чуме, дымком от вас будет попахивать, это неизбежно. Но построив даже такое простое сооружение, вы ощутите себя владельцем загородной недвижимости. А если найдётся нехороший человек и сломает или сожжёт ваше сооружение, — будет жалко, но не смертельно, — не велики и затраты.

Сергей Сорокин, Мурманская область
18 декабря 2012 в 00:00

План-конспект занятия (старшая группа) по теме: Конструирование в старшей группе тема: «Чум»

Конструирование в старшей группе

Тема: «Чум»

Воспитатель: Карфидова Е.А.

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать умение конструировать из бумаги: складывать круг на четыре части, использовать способ закручивания бумажного круга в конус, надрезать по сгибам.

Развивающие:  Развивать фантазию у детей, творческие способности, мелкую моторику рук.  

Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к коренным, внимательное отношение к товарищам.

Материал: Макет чума, хантыйская кукла кукла, на каждого ребёнка круг из цветной бумаги, ножницы, клей, трафареты с хантыйскими орнаментами для украшения чума.

Словарная работа: чум – переносное жилище народов севера, конус – фигура треугольной формы, похожая на колпак, щучьи зубы, заячьи уши – хантыйские орнаменты.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: вопросы, напоминание, объяснение, показ, указание.

Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов о жизни хантов, рассматривание изделий, орнаментов.

Индивидуальная работа: обратить внимание на приемы вырезания хантыйских орнаментов.

Интеграция образовательных областей: 

Познание: Расширение кругозора детей о жизни народов севера.

Коммуникация: Развитие  продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

Безопасность: Формирование представлений о безопасности при работе с ножницами.

Музыка: приобщение к музыкальному искусству народов севера.

Виды детской деятельности

Формы работы

Коммуникативная

Беседа, подводящий диалог, отгадывание загадок

Художественно-продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Двигательная

игровые упражнения

Чтение (восприятие художественной литературы)

Чтение стихотворения

Музыкально-творческая

Слушание

Содержание организованной деятельности.

I. Звучит хантыйская музыка.

— Ребята, как называется наш округ?

— Почему он так называется?

— Кто коренные жители ХМАО?

— Чем занимались коренные жители?

— Если они занимались оленеводством, то они кто?  (оленеводы) 

— Как называется жилище, в котором живут оленеводы?

Отгадайте загадку:            

Среди северных снегов

Стоит домик без углов. (Чум)

Ребята, в гости к нам пришла девочка Маснэ. Она живет в хантыйской деревне. В их деревне случилось несчастье, налетел сильный ураган и разнёс все жилье.

Давайте  поможем жителям деревни и построим для них много чумов.

— Их чего он делается?

— Почему, они ставят чумы, а не дома? (чум легко собирается и разбирается)

— Чем чум отличается от дома? (у дома углы прямые и четыре стены, крыша, а чум круглый и крыши нет)

— На какую фигуру похож чум?

Чум похож на конус — это фигура треугольной формы, похожая на колпак.

Показ способа работы:

Для того чтобы сделать чум, я приготовила вам вот такие волшебные круги. Нам нужно сложить круг на четыре части и сделать надрез до середины. Сейчас ребята посмотрите, как я буду скручивать бумагу. Я беру левый угол и сворачиваю наш круг в конус. Вот и получился чум. Нужно намазать край правого надреза клеем, а левый угол свернуть в конус, аккуратно проглаживаем. Лишний клей мы аккуратно вытрем салфеточкой. Вот такой замечательный чум получился у меня.

— На какую фигуру похож чум? (Конус)

— Чего не хватает в чуме?

Дверь в нем особенная называется полог.

— Как называется дверь в чуме?

— Как можно сделать дверь в чуме?

Чум можно украсить орнаментом.

— Как называется эти орнаменты? (щучьи зубы, заячьи уши)

 Вы можете выбрать понравившийся вам орнамент.

Физминутка: «Чум» В. Берестов

Чум, чум, круглый дом. Побывайте в чуме том! (дети движутся по кругу)

Гости явятся едва- (останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота)

В печку прыгают дрова. Печка жарко топится.  (прыгают)

Угостить торопится.  (хлопают в ладоши)

Ладушки, ладушки. Круглые оладушки! (кружатся)

II. Самостоятельная работа детей.

Во время работы детей звучит хантыйская музыка, воспитатель следит за техникой безопасности, оказывает  индивидуальную помощь.

Ребята посмотрите, какие красивые получились у вас чумы.

Ребёнок рассказывает стих-е:

«Чум, чум, круглый дом,

побывайте в доме том,

в нём всего одна стена,

очень круглая она».

Девочка Маснэ благодарит детей за помощь и угощает ягодами.

Рефлексия: Что мы с вами делали? Для кого строили чум?

 

Мастер-класс смотреть онлайн: Монгольская юрта — детское приглашение на День Рождения своими руками

С чего начинается праздник дня рождения?
Правильно, настоящий праздник начинается с приглашения! А уж если приглашение не куплено в магазине, а сделано собственными руками, гостю-ребенку будет вдвойне приятно.
Хочу рассказать о приглашениях, которые сделала сама для своей дочки. Сам праздник будет проходить в Музее кочевых народов на тему Монголии, сами приглашения сделаны в виде юрты с украшением. Сам текст приглашения напечатан на обратно стороне.

Нам понадобится для самого приглашения:
— цветной картон;
— ножницы;
— гуашь;
— кисти.

Для украшения:
— деревянные бусины;
— хлопчатобумажные нити разных цветов;
— крючок;
— игла.
Шаг 1
Для начала распечатываем трафарет на цветном картоне на стороне без цвета. Трафарет я использовала вот этот:

Монгольская юрта — детское приглашение на День Рождения своими руками, фото № 1

Монгольская юрта — детское приглашение на День Рождения своими руками, фото № 2

Печатаем необходимое количество юрт для приглашений по количеству гостей.

Шаг 2

Аккуратно по контуру вырезаем наши юрты.

Монгольская юрта — детское приглашение на День Рождения своими руками, фото № 3

Шаг 3

Теперь даем волю нашей фантазии и расписываем юрты-приглашения как можно ярче и разнообразней гуашью.

Монгольская юрта — детское приглашение на День Рождения своими руками, фото № 4

Монгольская юрта — детское приглашение на День Рождения своими руками, фото № 5

Монгольская юрта — детское приглашение на День Рождения своими руками, фото № 6

Монгольская юрта — детское приглашение на День Рождения своими руками, фото № 7

Шаг 4

После того, как юрты-приглашения будут раскрашены красками, обязательно тонкой кистью проведите контурные линии для четкости и полноты изображения.
В законченном виде приглашение выглядит так:

Монгольская юрта — детское приглашение на День Рождения своими руками, фото № 8

Шаг 6

Но на этом наша работа не закончена. Нужно оживить наши юрты, дополнив их украшениями, которые делаются очень просто.
Из хлопчатобумажных ниток нужно сделать кисточку и украсить ее любыми бусинами в любой комбинации, как на примере

Монгольская юрта — детское приглашение на День Рождения своими руками, фото № 9

Шаг 6
Закрепляем украшения на юрте-приглашении в любом месте, где вам нравится. Я посчитала удобным и красивым место справа в верхнем «углу». Посмотрите.

Монгольская юрта — детское приглашение на День Рождения своими руками, фото № 10

Приглашения готовы. Остается только подписать их с обратной стороны и вручить будущему гостю.

Монгольская юрта — детское приглашение на День Рождения своими руками, фото № 11

Монгольская юрта — детское приглашение на День Рождения своими руками, фото № 12

Как сделать чум своими руками поделка

Нина Минченко
Мастер-класс «Макет чума»

Основное занятие северных народностей — оленеводство. Им приходится часто менять места проживания, перегоняя оленей на другие пастбища. Для такой кочевой жизни очень удобен чум. Чум — жилище северных народов ханты и манси. Собирается он из длинных шестов в виде шалаша. В установке принимает участие вся семья. Заостренные концы жердей закрепляются в земле, основные жерди связываются вверху, затем устанавливают и другие. Чем длиннее шесты, тем больше и вместительней чум.

Снаружи чум покрыт сшитыми между собой шкурами оленей. Чтобы не попадал вовнутрь ветер, полог присыпали снегом. Сама конструкция строения такова, что снег не скапливается; да и к ветрам такой дом устойчив. Для входа делают отдельный полог из шкур. В теплое время чум покрывают старыми шкурами, корой деревьев, в последнее время используют брезент, а зимние шкуры бережно хранят в чулане. Посередине жилища стоит печь, дым выводится через трубу через верхнее отверстие в чуме.

Чум — мобильное, удобное, теплое жилище. Его несложно установить, сложить, перевезти.

Вот такой макет теперь есть в нашей группе:

Для изготовления макета чума понадобятся:

— круг из пенопласта, длинные шпажки — 12 штук, ткань, мех

— распечатанные фигурки взрослых и детей, оленей, саней, собак

1. Из ткани вырезать круг диаметром больше, чем круг из пенопласта.

2. Установить «шалашиком» шпажки, связать проволокой.

3. Из ткани вырезать полукруг (радиус равен высоте шпажки)

4. Ткань закрепить при помощи клеевого пистолета

5. Перед входом вешаем дополнительный полог

6. Оборачиваем жилище мехом; края у входа отогнув, закрепляем

7. Оживляем наш макет распечатанными фигурками северных жителей, которые устанавливаем на прозрачные капсулы.

Макет детского сада. Мастер-класс В нашем детском саду мы решили организовать краеведческую комнату, одним из экспонатов должен стать макет нашего детского сада. Для макета.

Макет для уголка ПДД. Мастер-класс Макет по ПДД сделан своими руками из подручного материала. Для работы нам понадобится: -лист ДВП; -цветная бумага; -ножницы; -линейка;.

Макет «Конфетный домик» из картона и конфет. Мастер-класс Конспект по конструированию «Мы построим сладкий дом» Составитель: Ананьева Марина Владимировна социальный педагог первой квалификационной.

Макет «Осеннее дерево» из цветной бумаги. Мастер-класс Хочу сегодня рассказать вам как я сделала осеннюю поделку сыну в садик. Думаю воспитатели будут рады такой поделке. В дальнейшем она прекрасно.

Макет «Пожарный щит» (мастер-класс) Макет «Пожарный щит» (мастер-класс) Правила пожарной безопасности нам настолько знакомы, что порой кажется, все их знают уже с пелёнок.

Мастер-класс «Макет аквариума» Решили с дочками сделать аквариум, точнее макет аквариума. Процесс оказался очень увлекательный и я сама увлеклась так,что уж говорить.

Макет по ПДД для подготовительной группы Для того,чтобы расширить представления о правилах дорожного движения на дороге,я решила сделать макет по ПДД. Где наглядно можно познакомить.

Мастер –класс «Макет ПДД в ДОУ». Мастер-класс «Макет ПДД в детском саду». Цель: Формировать основы безопасного движения и правилам поведения детей на проезжей части, а так.

Мастер-класс «Макет Солнечной системы» “Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем.

Макет «Парковка для автомобилей». Мастер-класс Игрушка для ребенка – это первая «примерка» мира. В играх малыш выражает свои чувства к маме с папой, окружающим его людям и самому себе.

Едайне Хороля
Мастер-класс для родителей из бумаги «Чум»

Мастер — класс для родителей из бумаги на тему: «Чум»

Цель: привлекать родителей к совместному творчеству с детьми, познакомить родителей и детей одним из видов работы с бумагой, создать хорошее настроение в процессе изготовления поделки.

Для своей работы я использовала поделку «чум», так как мы проживаем на Крайнем Севере. Для ненцев чум — это центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир.

Краткое описание ненецкого жилище — чум.

Чум состоит из 25–40 (иногда до 50) еловых шестов, которые устанавливаются в форме конуса. Чем больше шестов, тем вместительнее чум и богаче семья. Зимнее покрытие для чума — нюк — шьется из оленьих шкур с подрезанной шерстью, летнее шилось из специально выделанной бересты (снятую бересту варили в течение суток в котлах, после чего складывали в два–три слоя и сшивали в большие полотнища).

В настоящее время в качестве летнего покрытия используется брезент. Установкой чума всегда занимается женщина, в зимнее время на сборку уходит около 30-минут, в летнее — в 2 раза быстрей. Для ненцев чум — это центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир.

Ход работы.

• Вырезать и наклеить макет чума (конус)

• нарисовать и вырезать узоры, наклеить (для украшения чума)

• из коротких полосок вырезать и наклеить шесты

• можно нарисовать или наклеить окно или двери

Мастер-класс «Цветы для мамы из гофрированной бумаги» В ноябре мы отмечаем один из главных и замечательных праздников — одинаково важный для всех людей — День Матери. В праздник принято дарить.

Мастер-класс для педагогов «Волшебные цветы из бумаги» Мастер- класс для педагогов изготовление объёмных цветов из цветной бумаги «Волшебные цветы». Подготовила: Музалевская О. В. Цель: Совершенствовать.

Мастер-класс для родителей по изготовлению из бумаги «Снежинки XXI века» Цель: Продолжать применять на практике различные формы работы с родителями. Ход мероприятия: Здравствуйте! Уважаемые родители! Очень приятно.

Мастер класс для родителей по конструированию из бумаги «Голубь — птица мира» С целью укрепления партнерских отношений между родителями и педагогами, а так же для вовлечения родителей в творческую подготовительную.

Мастер-класс для родителей «Свечи из бумаги» Цель: привлекать родителей к совместному сотворчеству с детьми, познакомить родителей и детей одним из видов работы с бумагой (оригами).

Мастер-класс «Открытка для мамы» из цветной бумаги Мастер-класс «Открытка маме» Для детей подготовительной к школе группы В течение всего учебного года мы с детьми реализовывали проект.

Мастер-класс «Открытка для папы к 23 февраля» из бумаги В этот день все мамы, дочки, бабушки да и вообще вся женская половина населения поздравляет мужскую половину с этим торжеством. Так уж.

Мастер-класс «Поделка из цветной бумаги «Букет для мамы» Мастер-класс «Поделка из цветной бумаги «Букет для мамы» Воспитатель: Гадаборшева Елена Сергеевна. Назначение: мастер-класс предназначен.

Мастер-класс «Подснежники для мамы». Подарок из гофрированной бумаги Уважаемые коллеги! Скоро Международный женский день я предлагаю сделать подарок из гофрированной бумаги. Хочу пригласить Вас на мастер.

Мастер-класс «Медаль из бумаги для папы на 23 Февраля» Мастер-класс Тема: «Подарок папе. Медаль для папы» Один из самых любимых праздников всех мужчин является 23 февраля — «День защитник Отечества».

Продолжаем публиковать интересные наработки преподавателей, недавно мы получили мастер-класс по изготовлению макета тундры своими руками, который подготовила Амина Бахлул.

«В нашем центре развития ребёнка «Радуга» уделяют большое внимание на формирование у детей интереса к литературе Ямала, развитию навыков выразительного чтения, умения видеть красоту природы и семейные традиции. Приобщаем детей к духовной культуре северных народов, воспитываем любовь к родному краю. Мною была создана диорама «Стойбище», которая сыграла немалую роль в изучении культуры и быта народов Севера. Я хотела бы поделиться своим мастерством с моими коллегами. Желаю творческих успехов.

Мастер – класс по изготовлению диорамы «Тундра»

Изготавливаем диораму тундры.

Для этого нам нужно подготовить основу для нашей будущей диорамы. У меня будет основа изготовленная из фанеры, размер должен соответствовать тому месту, где она будет располагаться.

Для начала мы подготовим березки для нашей диорамы. Для этого я взяла две веточки березки, которые ближе по сходству к стволам дерева.

Берем белую акриловую краску (можно обычную гуашевую), и закрашиваем веточки.

С помощью черной краски наносим рисунок на наши веточки, и вот у нас получился ствол березки.

Для изготовления кроны березки я применила поролон (обычная губка для мытья посуды, у меня ушло 5 средних губок). Берем зеленую, желтую краску и наносим на наш поролон (для того, чтобы наша крона выглядела более реалистичной, наносим поочередно зеленую и желтую краску), обильно пропитывая. Затем крашеный поролон ставим высыхать, приблизительно на 3-4 часа (я сушила на батарее).

После высыхания, поролон станет твердым и его можно легко натереть на мелкой терке.
У нас получилась отличная основа для нашей березки.

Берем клей ПВА, наносим на готовые веточки (обильно).

Затем приклеиваем изготовленную крону. И у нас получилась красивая березка. Так нам нужно изготовить несколько березок. Оставшийся поролон не выбрасываем, оно нам пригодится для изготовления травы.

Приступаем к изготовлению земли. Для этого нам понадобится:

  • клей ПВА,
  • бумага или ткань,
  • песок,
  • гипс (я использовала гипсовые бинты, очень удобно),
  • вода.

Бумагу или ткань нужно намочить в воде и сформировать на основе рельеф.

Для закрепления нашего рельефа нам и понадобится гипсовый бинт. Отрезаем небольшой кусочек, замачиваем его в воде и прикладываем на изготовленный нами рельеф из бумаги. Постепенно покрываем наш рельеф. Через несколько минут наш рельеф подсохнет.

Когда все подсохнет, можно приступать к работе с песком. Наносим на нашу основу клей ПВА (обильно) и начинаем засыпать песком. Вот у нас и получилась рельефная основа.

Приступаем к изготовлению чума. Для этого нам понадобится 7-8 палочек (я взяла палочки для суши). Фиксируем наши палочки проволокой на верху и у нас получается каркас для нашего чума.

Берем бинт гипсовый, обмакиваем его в воде и прикладываем на наш каркас, формируя чум. После высыхания он станет твердым, и мы сможем его поставить на нашу диораму.

Закрепляем чум с помощью гипсового бинта (каждую палочку смоченным кусочком).

Таким же способом закрепляем наши березки.


Из оставшегося натертого поролона делаем травку. Наносим на выбранное место для травы клей ПВА и посыпаем наш поролон. И вот у нас получился фрагмент нашей диорамы.

Приступим к изготовлению речки. Для этого нам понадобится кусочек голубого полиэтилена, клей силиконовый. Полиэтилен приклеиваем на основу для речки силиконовым клеем. Затем заливаем нашу речку поверх полиэтилена клей силиконовый, он придаст нашей речке более реалистичный вид.

Для оживления нашей диорамы можно применить готовые игрушки животных севера.

Я уверена, что у вас все получится.
Желаю удачи!»

Большое спасибо Амине за подробный рассказ с пошаговыми фотографиями.

Если вы тоже делаете обучающие макеты для детей, присылайте нам, с удовольствием опубликуем.

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам здесь.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Как сделать простую самодельную маску доктора от чумы с идеями для детей

A Classic Ages Classic

Использование этого метода действительно просто, но маска выглядит действительно хорошо. Я не мог найти какую-либо помощь в Интернете, когда я искал, как ее сделать. У меня была идея, что я хочу, чтобы мои дети занялись практической деятельностью, а затем написали из нее ряд инструкций. Итак, я приступил к созданию собственной маски, и вот инструкции, как это сделать.

Посмотрите на результаты ниже:

Пожалуйста, посмотрите на дисплей, который мы создали, используя их, чтобы увидеть, как они выглядят.Дисплей снят, и инструкции выполнялись с использованием смарт-ноутбука, который я не могу открыть на этом ноутбуке. Я постараюсь получить больше фотографий с результатами, когда верну свой школьный компьютер.

Эту маску можно легко адаптировать

Я посмотрел на эту маску и то, как мы сформировали защитные очки, а затем подумал, что, если «клюв» будет адаптирован, мы можем легко сделать противогаз для WW1 или 2 в зависимости от вашей темы.

Вместо использования клюва, как я описал выше, почему бы не сделать цилиндрическую форму на конце вашей маски? Это было бы легко сделать и исправить, и выглядело бы эффектно из черной карты, чтобы вам не пришлось ее украшать.

Идея урока 1:

  • Первым уроком было бы сделать маску. Это может быть просто, вы показываете, и они следуют шаг за шагом. Как только маска сделана, они могут украсить ее предоставленными вами ресурсами. (При проведении подобного урока я предпочитаю иметь 4-5 разных таблиц с различными ресурсами, такими как краски, цветные карандаши, бумага для калибровки и т. Д. Быстрая демонстрация каждого из них может быть полезна здесь — напоминая детям некоторые простые советы, такие как подождите, пока краска высохнет, прежде чем красить другим цветом.

Идея урока 2:

  • Специально подготовил этот урок для моего класса, так как я сказал им, что они будут писать инструкции по созданию маски от чумы на нашем следующем уроке грамотности, поэтому на бумаге, которую я раздал, я велел им делать пометки о том, что они сделали и то, что я сказал, когда я смоделировал задачу.
  • Затем, конечно, они должны были написать инструкцию в лучшем случае, используя шаблон. В этом уроке от меня не было моделирования, только введение в то, почему мы используем властные глаголы, и примеры того, что они могли бы использовать.
  • Это тогда использовалось как показ для классной комнаты.

Идея урока 3:

  • После того, как маска сделана, дети должны исследовать, как выглядел настоящий чумной доктор. Это исследование, вероятно, будет для домашней работы.
  • Используя эту информацию, мы поговорим о том, как мы можем украсить маску, чтобы она выглядела точно.
  • Затем, используя урок изобразительного искусства, я бы смоделировал, как они могли бы создать такой образ (Помните, что это из идей детей, но, конечно, благодаря тому, что вы совершенствуете их навыки — если вам нужно время, чтобы исследовать, как это сделать перед уроком, тогда делайте именно это. ,Пятиминутный разговор после регистрации может подойти, и тогда ваш следующий урок искусства будет временем, чтобы попробовать его.)

Один из способов сделать это — позволить детям раскрасить свои модели. Как только этот слой высохнет, его следует нанести тонким слоем клея и снова нанести прямо на него. Чем тоньше шерсть, тем меньше трещины. Краска будет растрескиваться естественным образом и производить старую модель.

Идея урока 4:

  • Маски могут быть использованы в качестве опоры в театральной деятельности.Это должно быть разработано, чтобы помочь их навыкам письма. После того, как они сыграли драму, попросите аудиторию описать доктора чумы и то, как он действовал и выглядел — это должно быть написано на доске для следующего урока грамотности, чтобы помочь им.

Идея урока 5:

  • Используйте это для урока DT. Они могут попробовать сделать маску, и тогда дети должны знать, почему они были сконструированы таким образом, когда большой клюв имеет две функции:
  1. Сначала был дизайн птицы — люди того времени верили, что это защитит их.Одна теория заключалась в том, что птицы распространяли болезнь, поэтому, если бы врачи оделись как птица, они оставили бы их в покое.
  2. Вторая причина состояла в том, что эта часть будет наполнена чепухой и специями, чтобы отогнать неприятные запахи чумы, которые, как считается, стали причиной чумы.
  3. Они должны были скрыть свою личность, чтобы люди не знали, кто они, если случилось что-то плохое, то есть, если кто-то хотел отомстить за смерть родственников.
  • После того, как они сделали это, они могли бы заняться изготовлением других масок животных (в Интернете есть множество шаблонов масок животных, которые вы можете исследовать для этого)
  • Затем они могли бы сделать свой собственный дизайн и в конечном итоге сделать его, прежде чем оценивать свою работу.

,

Как работает чума | HowStuffWorks

Сегодня некоторые из болезней, которые вызывают наибольшую тревогу, — это недавно обнаруженные смертельные заболевания, обычно распространяемые вирусами. Ученые выделили птичий грипп H5N1 в 1996 году. Распространение вируса от человека к человеку встречается редко, но уровень смертности вируса среди людей составляет около 60 процентов. Вирус также вызывает Эболу , , выявленную в 1976 году. Средний уровень смертности от Эболы составляет 50 процентов. Первый известный случай ВИЧ был зарегистрирован в 1950-х годах.Ученые выделили ответственный за вирус в 1980-х годах. Смертность от этого заболевания снизилась с 16,3 на 100 000 в 1998 году до 3,7 на 100 000 в США в 2017 году благодаря наличию лекарств для его лечения.

В 202 году вспышка нового коронавируса (COVID-19) быстро вызвала всемирную пандемию, закрыв школы, церкви, предприятия и общество в целом, стремясь ограничить распространение опасного респираторного заболевания. Серьезное социальное дистанцирование было вызвано тем, что находящийся в воздухе COVID-19 является исключительно заразным, а также потому, что многие люди вообще не проявляют симптомов, поэтому они могут легко и неосознанно передавать болезнь другим.

Реклама

Реклама

Люди реагировали на появление каждой из этих болезней со страхом и страхом. Крупная вспышка чумы сегодня вызовет аналогичную реакцию. Но в отличие от многих сегодняшних ньюсмейкеров, чума происходит от старой бактерии, а не от нового вируса. Исследователи полагают, что Yersinia pestis отличается от менее летального Yersinia pseudotuberculosis около 20 000 лет назад [источник: Huang].Некоторые считают, что чума жила у крыс до появления людей. Описания болезни, напоминающей чуму, также встречаются в древних текстах, в том числе в христианской Библии.

В дополнение к старости чума является вирулентной или очень заразной. Как правило, это заслуга трех основных пандемий, или широко распространенных эпидемий:

  • Чума Юстиниана продолжалась с 542-546. Это требовало около 100 миллионов жертв в Европе, Азии и Африке.
  • В 1300-х годах Черной Смерти пересекли всю Европу, убив около трети населения континента. В общей сложности в Европе, Азии и Африке погибло около 50 миллионов человек.
  • Третья пандемия началась в Кантоне и Гонконге в конце 1800-х годов. Корабли перенесли болезнь на пять континентов. Только в Индии тринадцать миллионов человек умерли [источник: ВОЗ].

В 16 веке произошла печально известная эпидемия — Великая чума Лондона .Великая чума убила до пятой части населения Лондона, но болезнь не распространилась по всему миру. Другими словами, оно не переросло из эпидемии в пандемию.

Во время каждой из этих эпидемий никто не знал, что вызвало болезнь или как она распространилась. Например, во время Черной смерти многие обвиняли болезнь в токсических миазмах, , поэтому люди сосредоточились на том, чтобы не пускать плохой воздух. Врачи чумы, которые обычно почти не имели медицинской подготовки, носили маски, наполненные травами, чтобы фильтровать воздух.В некоторых городах люди обвиняли собак и кошек в болезни. В результате резня естественных хищников крыс, возможно, способствовала распространению болезни. В Риме, с другой стороны, большая популяция диких кошек, возможно, предоставила людям дополнительную защиту. Исследование древесных колец, опубликованное в 2015 году, также показывает, что до распространения этой болезни в Европе первоначальным азиатским резервуаром для переносящих чуму блох могли быть песчанки, а не крысы.

Исторические записи описывают ряд различных симптомов во время этих и других вспышек.К ним относятся сыпь, тошнота, чувствительность к свету, диарея и кашель. Опухшие, болезненные бубоны появляются постоянно в большинстве случаев. Это одна из причин, почему чума берет на себя ответственность за столь много пандемий.

Идея, что бубонная чума стояла за этими пандемиями, стала частью общепринятого мнения — это то, что все знают. Однако у некоторых исследователей есть сомнения. Далее мы рассмотрим бактерию, стоящую за чумой, и почему некоторые ученые считают, что она не вызывала Черную смерть.

,

Внутренняя история о том, как граждане и наука боролись со СПИДом Дэвид Франс

Окончательная история успешной битвы за прекращение эпидемии СПИДа от создателя и вдохновителя оригинального документального фильма «Как пережить чуму ».

Захватывающее, мощное изложение истории массового движения активистов, многие из которых участвуют в борьбе за жизнь или смерть, которая ухватилась за научные исследования, чтобы помочь разработать лекарства, которые превратили ВИЧ из мос

Окончательная история об успешной битве за прекращение эпидемии СПИДа, созданной и вдохновленной оригинальным документальным фильмом «Как выжить в чуме» .

Захватывающее, мощное изложение истории массового движения активистов, многие из которых участвуют в борьбе за жизнь или смерть, которые ухватились за научные исследования, чтобы помочь разработать лекарства, которые превратили ВИЧ из смертельной инфекции в управляемую. болезнь. Эта небольшая группа мужчин и женщин, игнорируемая государственными должностными лицами, религиозными лидерами и нацией в целом, сталкивающаяся со стыдом и ненавистью, решила бороться за свое право на жизнь, обучаясь и требуя стать полноправными партнерами в гонке за эффективную борьбу. лечения.Во всем мире благодаря своим усилиям сегодня живут 16 миллионов человек.

С момента публикации классической книги Рэнди Шилтса « и группа, в которой играли на » появилась книга, в которой измеряется чума СПИДа в таких жестоких, интимных и высоких выражениях.

Драматическим образом мы являемся свидетелями создания ACT UP и TAG (Группа действий по лечению) и роста подпольного рынка лекарств в противовес чрезмерно дорогому (а иногда и токсичному) AZT. Мы наблюдаем за тем, как эти активисты учатся становиться собственными исследователями, лоббистами, контрабандистами наркотиков и клиницистами, создавая свои собственные газеты, исследовательские журналы и лаборатории, и как они продолжают форсировать реформы в национальных агентствах по борьбе с болезнями.

Благодаря своему беспрецедентному доступу к этому сообществу Дэвид Франс освещает жизни неординарных персонажей, в том числе скрытого трейдера, ставшего активистом Уолл-стрит, бросившего школу, который нашел цель сражаться с фармацевтическими гигантами в Нью-Йорке, южноафриканского врача, который помог установить первый официально признанный клуб покупателей в разгар эпидемии, а исполнительный директор по связям с общественностью борется за то, чтобы спасти свою жизнь ради своей маленькой дочери.

Обширный, но в то же время детально проработанный, этот рассказ посвящен поворотному моменту в истории американских гражданских прав.Мощный, душераздирающий и, наконец, волнующий, Как выжить после чумы суждено стать неотъемлемой частью литературы по СПИДу.

Не паникуйте по поводу чумы

Тенденции в поп-культуре часто приходят и уходят в циклы — игрушка может быть самым горячим предметом на полках в течение одного года, а на следующий день — изюминкой. Но если вы будете ждать достаточно долго, иногда им дается новая жизнь спустя годы или десятилетия, когда маятник ностальгии поворачивает назад. И прямо сейчас любимцы детства из 80-х и 90-х годов снова становятся актуальными, поскольку взрослые пытаются поделиться своими самыми любимыми игрушками и играми из прошлого с нынешними детьми в своей жизни.

Именно поэтому мы собрали некоторые из самых популярных игрушек и игр 80-х и 90-х годов, которые все еще производятся сегодня. Некоторые из них были недавно возрождены, в то время как другие никогда не уходили — в любом случае, ищите ли вы сентиментальный подарок для себя или кого-то еще, попробуйте эти воспоминания из своего детства.

1. Тамагочи; $ 20- $ 60

Несмотря на то, что тамагочи уже более 20 лет, они все еще любимые виртуальные питомцы. Но в эпоху цифровых технологий они немного сложнее.Вместо того, чтобы просто следить за здоровьем вашего питомца, новая полноцветная модель Tamagotchi On (60 долларов) позволяет вам делать покупки в магазине цифровых компаньонов, помогать им заводить друзей, вступать в брак и даже заводить семью. Если это звучит утомительно, не волнуйтесь: компания также выпускает Tamagotchi Original (20 долларов), который точно воссоздает оригинальную версию 1997 года, которую вы помните с детства, в комплекте с теми же звуковыми эффектами, черно-белым пиксельным дисплеем и какающие задачи.

Если вы действительно хотите пережить этот винтажный вкус, вы все равно можете найти подлинные модели 90-х годов от сторонних продавцов на Amazon или через аукционы eBay.Независимо от того, какую модель вы выбираете, вы можете наслаждаться всеми преимуществами домашнего животного без какой-либо ответственности.

Купить: Амазон (Тамагочи Оригинал, Тамагочи)

2. Furby Connect; $ 80

Furby, обязательная игрушка 1998 года, в наши дни может выглядеть не так, как жуткий гремлин, а скорее как очаровательный утенок, но это все та же странная игрушка, с которой вы общались после школы (или случайно раскрыли национальные секреты). Хотя вы все еще можете общаться с современными Furbies, обучая их английскому языку, вы также можете скачать приложение, которое позволит вам вместе исследовать цифровой мир.Если вы предпочитаете оставить его в старом стиле, вы все равно можете найти подержанные версии оригинальных Furbies онлайн (например, на Amazon).

Купить: Amazon

3. Модные тарелки Deluxe; $ 29

Кому нужно Project Runway , когда вы можете стать собственным дизайнером? Подобно винтажной сумочке или итальянской кожаной куртке, этот комплект Fashion Plates (который впервые появился на рынке в 1978 году) со временем становится только лучше. Все, что вам нужно сделать, это выбрать три разные пластины, привязать их к планшету для рисования и раскрасить! Тарелки могут быть более модными, чем когда вы были ребенком (наплечники — это не совсем модно в наши дни), но они все равно позволят вам выразить свою внутреннюю моду — пока вы красите внутри линий.

Купить: Amazon

4. Щенки фунта; 16

долларов

До того, как тамагочи стали чем-то особенным — и если вы хотели чего-то лучшего, чем домашний камень, — у вас были щенки Паунда. Эти мягкие и мягкие игрушки, изобретенные мастером по сборке автомобилей Ford, поставляются в картонной коробке из «фунта» с вашим собственным сертификатом усыновления. Сегодняшняя коллекция Classic 80-х годов содержит щенков, смоделированных по образцу оригинальной линии десятилетий назад, в комплекте с наклейка, именная бирка и те фирменные гибкие уши.Даже если у вас нет собственного живого, дышащего домашнего животного, вы все равно можете позаботиться о своем любимом фунт-щенке: не нужно черпать какашки.

Купить: Amazon

5. Magna Doodle; $ 28

Легче, чем гравировка Эскиз, но в то же время крутой, Magna Doodle изначально был изобретен японскими инженерами как «беспыльная классная доска» для бизнеса — к счастью для нас, они в конце концов поняли, что это намного лучше, чем игрушка. Спустя много лет и миллионы копий, Magna Doodles до сих пор любимы детьми.Эта ретро-версия поставляется с «волшебной» ручкой для рисования и штампами, поэтому вы можете позволить своему внутреннему Пикассо свободно двигаться. И когда вы будете готовы начать новое создание, вы можете просто стереть экран для (буквального) чистого листа.

Купить: Amazon

6. и 7. Sega Genesis и Super Nintendo Mini Consoles; 50- $ 297

Несмотря на то, что в настоящее время Sega строго известна как поставщик программного обеспечения, в 80-х и 90-х годах компания получила широкое распространение в США благодаря своей фирменной игровой приставке во главе с Sega Genesis.Эта миниатюрная копия оригинального Genesis с двумя точными контроллерами эпохи может быть меньше той, с которой вы изначально играли, но она не менее мощная. Имея 40 классических игр, в том числе Sonic the Hedgehog , Golden Axe и Earthworm Jim , все, что вам нужно сделать, — это подключить его к порту HDMI вашего телевизора, чтобы получить решение для ретро-игр.

Если вы больше поклонник Nintendo и готовы заплатить аккуратную сумму сторонним продавцам, чтобы снова потопать World Mario World , есть Super Nintendo Classic Edition.Эта мини-консоль включает 21 игру, в том числе Super Mario Kart , Super Metroid и Street Fighter II . Однако если вы хотите получить реальную сделку, Amazon на своем веб-сайте продает сертифицированные и отремонтированные консоли Super Nintendo (230 долларов США) и Sega Genesis (70 долларов США) 90-х годов.

Купить: Amazon (Sega Genesis Mini, Super Nintendo Classic Edition)

8. Mall Madness ; 25

долларов

Mall Madness захватил сердца покупателей со скидкой с тех пор, как в 1988 году он появился на рынке.Несмотря на то, что в течение многих лет игра встречалась с некоторыми противоречиями — критики думали, что она поощряет безрассудные траты — она ​​настолько резонирует с подростками, что четвертое поколение Mall Madness появится в магазинах в октябре 2020 года. Если вы не можете ждать этого долго, вы все еще можете купить оригинальную игру или версию 2004 года у сторонних продавцов.

Купить: Amazon

9. Street Fighter II аркадный шкаф; 300

долларов

Street Fighter II игровых автоматов поглотили четверти конкурирующих геймеров на сумму миллиардов долларов в 90-х, и с этими репликами из ARCADE 1UP вы, наконец, сможете вновь пережить свой крутой поворот в джойстик.Сами шкафы украшены точными изображениями, которые вы можете найти на оригинальных машинах Street Fighter II , но главное, что они поставляются с тремя предварительно запрограммированными версиями игры: Champion Edition , The New Challengers и Turbo . В отличие от оригинальной версии 90-х, он имеет обновленный 17-дюймовый цветной ЖК-экран и может подключаться прямо к розетке переменного тока. И если Street Fighter II никогда не был вашим выбором, ARCADE1UP также предлагает финальный бой 900-го года, игру Asteroids и 2-в-1 Galaga и Pac. -Человек игра.

Купить: Amazon

10. Polly Pocket 30 лет; $ 27

Полли Карман была детищем Криса Виггса, отца, который хотел, чтобы его дочь получила игрушку на ходу, которая поместилась бы в ее кармане. Хотя Полли немного изменилась с тех пор, как она впервые появилась на полках магазинов в 1989 году, это издание, посвященное 30 -му -летию, отдает дань уважения оригинальному компакту Partytime Surprise. Со всеми деталями, которые заставили влюбиться молодых миллениалов, такими как вращающийся танцпол, крошечные подарки и праздничные украшения, это юбилейное издание — причина для празднования в одиночку.Но если вы ищете что-то еще более подлинное, вы все равно можете найти людей, продающих оригинальные карманы Polly на Amazon, например, этот оригинальный компакт-диск World Fun Fair 1989 года.

Купить: Amazon

11. Bop It !; $ 28

Уникальный внешний вид оригинального Bop It! в 90-х годах она привлекла внимание детей к все более конкурентному рынку игрушек. И хотя в более новых версиях обновлены некоторые функции — классические команды «крутить / тянуть» / «бопить» теперь объединяются с «петь», «пить» и даже «делать селфи» — современный «Боп!» Все еще умудряется сохранить тот же шарм около 25 лет спустя.

Купить: Amazon

Эта статья содержит партнерские ссылки на продукты, выбранные нашими редакторами. Mental Floss может получать комиссию за покупки, сделанные по этим ссылкам.

,

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о